Всё никак не соберусь написать мануал, всё собираюсь поиграть в писателя, но никак не соберусь.
Встречайте третью версию, вроде бы уже максимально адаптированную и реалистичную по скорости и степени эмуляции:
https://pk8020.z-chat.ru/emulator/
Открывать по-прежнему очень рекомендую в Google Chrome. В остальных браузерах на моей машине все отлично работает (минус IE — там нет звука), за исключением локальной файловой системы (она в принципе поддерживается только хромом), но в любом случае хром тормозит реже и меньше всех остальных. И, естественно, чем меньше приложений и вкладок в браузере открыто одновременно, тем больше ресурсов будет у эмулятора и тем приятнее с ним будет работать :)
В связи с тем, что мануала пока нет, вкратце опишу, как этим добром пользоваться.
- На мой взгляд, удобнее всего работать в полноэкранном режиме, вход и выход из которого осуществляется нажатием кнопки F11.
- В нижней части экрана есть рабочая панель, которую можно скрыть (а потом вернуть) простым нажатием F12. Скрытую панельку можно вынуть, заведя курсор мыши в самый низ окна браузера.
- В панельке:
- слева находится кнопка ↻ Reset (как и в живом корвете, можно аккордом нажать F1 … F5 на клавиатуре перед ее кликом для быстрой перезагрузки без ОПТС в разных режимах).
далее, слева направо, в правой части панели:
- кнопки-индикаторы режима клавиатуры: отображают состояние регистров (капс CAPS, раскладка/языкQWER/ЙЦУК, Num Lock СЕЛ, ввод псевдографики ГРФ) и кликом меняют это состояние. Имеют смысл при работе с консолью (бейсик/паскаль/операционка и т.д.), в игрушках и прочих неконсольных программах могут показывать что угодно.
- иконки дисководов в столбик от A: до D:. Мигают, как и лампочки на настоящих дисководах, показывая чтение/запись. Если иконка едва заметна, то дискеты в дисководе нет. Клик на этих иконках позволяет управлять тем, какие образы смонтированы в том или ином приводе.
- регулятор громкости 🕩 (ну, вроде тут все просто)
- эмулируемая частота. По умолчанию установлена родная, 2.5 МГц, клик по этому полю переключает 2.5/5.0 Мгц (зачем — не знаю, но пусть будет, раз уж сделал)
- две кнопки для сохранения ⤓ и загрузки⤒ текущего состояния системы (snapshot), например, чтобы отложить игрушку "на потом", или если вдруг захочется покодить на ПЗУ-шном бейсике — это единственный способ не потерять труды
- кнопка авторизации
. Здесь можно зарегистрироваться и авторизоваться в системе. Регистрация нужна для того, чтобы иметь возможность хранить свои файлы на сервере системы (в эмуляторе на диски, подключенные напрямую с сервера, нельзя писать, они доступны только для чтения, запись возможна только на личные образы дискет или на образы, хранимые локально в браузере). Для регистрации можно воспользоваться пин-кодом 00000 (пять нулей), с этим кодом вам предоставится 3 мегабайта дисковой квоты.
- [4:3] — переключатель соотношения сторон 4:3 (стандартный) и совпадающий с вашим монитором (в этом случае в полноэкранном режиме экран корвета будет заполнять весь экран монитора)
- пауза ▌▌/продолжение ▶ эмуляции
- В двух словах о файловой системе. В этом эмуляторе реализована cp/m для javascript, которая позволяет хранить файлы на трёх носителях: файловая система браузера (доступна только в хроме), индексированная БД браузера (доступна во всех браузерах) и диск на сервере эмулятора (доступен только для чтения, кроме личной папки зарегистрированного пользователя).
Это, соответственно, корневые разделы с именами F:, I:, S:
(filesystem, indexedDB, server). На этих носителях можно хранить любые файлы, в том числе файлы образов корветовских дискет (*.kdi). Кроме этого доступны четыре виртуальных привода A:...D:, ассоциированные с каким-либо KDI-образом + электронный диск E: на 144 килобайта, размещаемый в ГЗУ Эмулятора. С точки зрения файловой системы эмулятора, KDI-файлы являются обычными директориями, содержащими файлы, внутри эмулятора же, разумеется, доступны только устройства A:...E:.
- О работе с файлами в среде эмулятора (не в эмулируемой среде). При сохранении или загрузке образа памяти, а также после авторизации при клике по личной папке, откроется диспетчер файлов (интерфейсно максимально приближенный к windows-диалогу "обзор"/"сохранение"). В этом диалоговом окне можно просматривать списки файлов (в зависимости от контекста может быть недоступен обзор файлов на приводах A:...E: и напрямую в KDI/PAC/ARC-файлах), просматривать файлы (F3), копировать файлы путём перетаскивания файла в нужную папку (перетаскивать можно в том числе файлы с компьютера, из проводника windows или из Total Commander например), удалять, создавать, переименовывать файлы и папки, можно создать пустой образ дискеты, скачивать себе любой файл из файловой системы эмулятора.
- О клавиатуре. Драйвер устроен таким образом, что эмулирует нажатия клавиш так, чтобы выдать символ, соответствующий нажимаемой клавише в текущем режиме ввода, поэтому если вам кажется, что с клавиатуры вводится какая-то ерунда, посмотрите на индикаторы текущих режимов в нижней панельке. Если, например, горит индикатор QWERTY, то значит используется английская раскладка (QWERTY/ЯВЕРТЫ), если ЙЦУК, то русская (JCUKEN/ЙЦУКЕН). Напомню, что у корвета и русская, и латинская раскладки выглядят как ЙЦУКЕН/JCUKEN, а знаки препинания и прочие символы расположены совершенно иначе, чем на PC.
Кроме обычного ввода, который транслируется в эмулируемую программу, доступны служебные сочетания клавиш. В качестве управляющей клавиши, единственной недоступной в эмулируемой среде, выступает F12. Простое однократное её нажатие показывает/скрывает служебную панель снизу. Кроме того, эта же клавиша является базой ряда служебных управляющих аккордов:
- F12 + Esc — Reset. Для быстрой перезагрузки по F1..F5 необходимо нажать клавиши в следующей последовательности: [F1]..[F5] + [F12] + [Esc].
- F12 + F2 — Сохранение снэпшота
- F12 + F3 — Загрузка снэпшота
- F12 + F4 — Переключение пропорций экрана 4:3 / монитор
- F12 + F9 — Копирование экрана в буфер обмена
- F12 + F10 — Копирование текстового экрана в буфер обмена
- F12 + 1...4 — Выбор экранной палитры: 1 — стандартная цветная, 2 — ч/б, 3 — черно-зеленая (оказывается, половина советских корветов поставлялась не с ч/б, а именно с черно-зелеными мониторами), 4 — "сепия", цветная палитра, приближенная к тому, как выглядел корвет на цветном ЭЛТ-телевизоре.
- F12 + + / – — переключение режима звукового канала таймера. Микродос и CP/M настраивают системный таймер на разные режимы и многие игры не перенастраивают режим на нужный им, а используют системный. Чтобы исправить это недоразумение и, к примеру, слышать звук в ANTON'e, запущенном в CP/M, можно нажать [F12] + [+]
- F11 — полноэкранный режим
- ►|| — пауза/продолжение эмуляции
Далее приведу список неочевидных соответствий кнопок клавиатуры PC—ПК8020:
- Ctrl-Left — Ctrl|УПР
- Alt / Alt-Left — Alf|АЛФ
- Alt-Gr / Alt-Right — ГРФ
- Menu / ▤ — ◯ / Fix|ФИКС
- Ctrl-Right — Sel|СЕЛ / NumLock
- Pause|Break — Stop|СТОП
- Мышь. Из всего софта, что мне попадался, документированная мышь на интерфейсе ИРПС реализована только в программах пакета Abris, поэтому эмулировать мне удалось только её. Были еще какие-то мыши, подключаемые слева на широкий интерфейсный разъём и есть пачка программ, использующих этот интерфейс, но я пока не разобрался, как именно он был реализован, поэтому такие программки мышь не видят.
Чтобы активировать мышь в эмуляторе и дезактивировать в среде windows, нужно нажать на колесо мыши (среднюю кнопку), когда курсор находится над экраном эмулятора. Если на мышке всего две кнопки и нет колеса (ну вдруг?), то режим можно включить троекратным кликом левой кнопкой. Аналогичным образом из этого режима можно выйти (плюс системное браузерное ограничение: режим выключается при нажатии на Esc). При входе в этот режим браузер сообщит, что он скрыл курсор мыши и с этого момента тот же Abris увидит вашу мышь и начнет с ней работать.
PPS. Приятной всем ностальгии ;)